Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души, для ума, для сердца и совсем без рекламы. Мечта поэта. И телекритика.

Нет, я знаю, вы не смотрите этот канал. Действительно, зачем он вам. Всё бы сериалы смотреть — женские, бандитские, криминальные. Всё бы развлекаться, с Малаховым и без. Всё бы, открыв рот, смотреть этих безумных экстрасенсов… Нет, я опять сгущаю. Конечно, есть замечательные передачи, даже на федеральных каналах. Да и вообще развлечение в телевизоре еще никто не отменял. Оно необходимо как воздух. Не все же Соловьева с Киселевым слушать. И душа порой хочет развернуться, потом свернуться, а порой просто отдохнуть от всего этого вокруг.

Но я все же о «Культуре». Нас таких 1% населения, теперь даже меньше. Мы, «культуристы», выглядим белыми воронами, мы на обочине. Ну и что! Не хотите, не смотрите, потом локти кусать будете.

Так вот, на «Культуре», с моей точки зрения, были лучшие программы, были. Прежде всего это «Наблюдатель», утренний формат. Никаких прибамбасов, шоу, модерна: сидит ведущий, рядом люди. Сидят и говорят. Обсуждают. Думают вслух. О, ребята, как это прекрасно — видеть, когда люди думают. И что думают. Понимать их, чувствовать.

В «Наблюдателе» все ведущие хороши. Но есть Андрей Максимов, вот мастер так мастер. Когда-то много лет он вел «Ночной полет», так оторваться было невозможно. Потом вел культовую программу со Жванецким. И как вел: тонко, тактично, конечно же, никогда не выводя себя на первый план. Но все его наводящие вопросы мэтру — как прекрасная мелодия для флейты.

А в «Наблюдателе» каждая его программа, выпуск — событие. Поверьте, это высший пилотаж — делать из эфира именно событие. Нет, время изменилось, это раньше утром в газете, вечером в куплете, когда после программы «Взгляд», скажем, наутро едешь в автобусе и только и слышишь: ох, что они там говорили! Сейчас не то, все по своим домикам-квартиркам расселись. Да и телевизор к тому же занимает все меньше места в нашей жизни.

Но «Культура» непреходяща, правда. Человек сидит и просто задает вопросы. Просто? Но так, что на него нельзя ответить отмахнувшись, походя. Он, Максимов, чуток, тонок, интеллигентен. Он умеет недоговаривать, недоспросить — тем ценнее будет ответ. Он умеет любить своих персонажей, героев, не стесняется чего-то не знать. Он хочет докопаться до самой сути. Вот поэтому его программы — это шедевры в коллекции ТВ. Поверьте, я нисколько не преувеличиваю и знаю, о чем говорю. Его выпуск про отца Антония Сурожского — духовная проповедь, когда ТВ поднимается над серостью, обыденностью, когда попадает в самое сердце, и душа поет. Вот что такое смысл телевидения — именно подняться над собой, вознестись. И понять, принять. А следующая программа — о юбилее Визбора. Да, можно просто слушать его песни, и зачем тогда слова. Но вот гармония: мы и слушали, и слышали, а они, его гости, говорили, вспоминали. И опять душа пела.

И еще есть одна передача — «Агора» Михаила Швыдкого. Я критически к ней отношусь, да, она не всегда бывает на уровне. Но вот одна из последних в этом сезоне — о военной, лейтенантской прозе, об Астафьеве, Васильеве, Бондареве, Василе Быкове… Там были, о них говорили, размышляли Варламов, Басинский, Бак, артист Борис Галкин… С какой любовью, с каким знанием, с каким оголенным нервом. И сам Швыдкой был на высоте, он тоже все это переживал, но и направлял, и задавал те самые проклятые вопросы.

Вот программы, которые бы я отметил, вот вам «Культура». Мое особое мнение.

ОКО ЗА ОККО

Источник